Персидские каникулы. Тегеран. Часть 2. (Цикл Моя география.)

Утро начинается с гранатового сока и тёплой лепешки на шумных улицах Тегерана. Ещё вчера я пила кофе во Lviv Croissants в Киеве, а сегодня я еду в такси в Тегеране. Совпадение?) Не думаю

Гранатовый сок вкусный и полезный, а иранская сдоба ничуть не хуже киевской. Дальше мы идём пешком к самой шумной точки города, его сердцу — это Grand Bazar. Сегодня четверг, а значит суббота в Тегеране и это выходной. Город напоминает большой муравейник, все спешат, бегут, все при деле. Я специально одела яркий красный шарф, чтобы быть заметней и не теряться, назовем его хиджаб, дабы почувствовать эту страну как можно сильнее. В Иране не принято ходить за руки, а тем более целоваться. Никаких нежностей и демонстраций чувств на улице, иначе будут вопросы у полиции. Помню, перед самой поездкой, моя подруга стращала меня ужасной историей о паре в Иране, которую за невинное слияние рук голыми приковали цепями на площади. Мужчина и женщина были женаты, но не друг на друге. Я не поверила в эту, вероятнее всего, выдуманную историю, но где-то в глубине душе немного напрягалась.

Ещё секунда и толпа разносит нас в разные стороны площади. Я растеряно оглядываюсь в надежде, что мой красный хиджаб меня спасёт. Вокруг бегут люди. Женщины все одинаковые, все в чёрном. Ну как же их узнают мужья??!! По запаху? Вряд ли, в воздухе один лишь выхлоп машин. Начинаю искать телефон, потеряться в первый же день в мои планы не входит! Но тут кто-то крепко сжимает мою руку и вырывает из толпы. Мой друг больше не выпускает мою руку из своей ни на минуту за всю поездку! Тепло его ладони развеивает все мои страхи и сомнения, но я все же задаю уточняющий вопрос, и рассказываю страшную историю о прикованной на площади паре. Мой друг улыбается, но руку больше не выпускает.

Grand Bazar втягивает нас в себя, как пылесос. Это место наполнено особой энергией, здесь встретились вместе и прошлое и настоящее. Здесь не только рынок, а целая инфраструктура — кафе, школы, офисы и даже отель! Эдакий маленький город в большом городе! Здесь можно выпить кофе, покурить кальян, решить деловые вопросы, отвести детей в школу, купить что-нибудь ненужное, и просто гулять. Круговорот людей и быстро развивающихся событий затягивает нас, как черная дыра. Я трогаю руками вазы, шкатулки, смотрю на свое отражение в подносах, вдыхаю запах выпечки, пробую на вкус орешки, фисташки, любуюсь коврами, удивляюсь количеству китайского ширпотреба, крепко держу за руку моего друга, боюсь потеряться, теряюсь, потом снова нахожу знакомую теплую руку, если иду впереди, то осторожно оглядываюсь, идет ли мой друг за мной Мы заходим в какие-то магазины, лавочки, делаем покупки. Мой друг свободно говорит на фарси и я чувствую себя с ним уверенно и легко.
Своды Гранд Базара застеклены и прячут город от солнца летом и ветра зимой. Гранд Базар — это сердце Тегерана, которое бьется уже несколько тысяч лет! Именно на месте Гранд Базара в 6 тысячелетии до нашей эры возникла деревня Тегеран. И вот я здесь, в самом сердце. Прошли тысячелетия, все изменилось, песок сменили камни, десятки тысяч шагов остались в истории, туманы, риалы, торговцы и покупатели. И пусть сегодня Grand Bazar все больше и больше теряет свою коммерческую ценность, он навсегда останется вечным символом Тегерана. После посещения Базара мы выходим на улицу. Вокруг снуют люди, я не успеваю никого рассмотреть, круговорот людей такой быстрый. Женщины в черных хиджабах, девочки в платках, мужчины сигналят за рулем старых автомобилей, мотоциклы каким-то образом протискиваются через толпу людей и автомобилей.

Движение в Тегеране

Не для слабонервных. Все очень жестко и опасно. Автомобили не тормозят, сигналят, дистанции между ними – миллиметры. Много мотоциклов, большинство из них имеют подобие щита, который сдерживает ветер и пыль, есть еще защита от дождя, но все выглядят кустарщиной семидесятых годов, но не в том соль. Все автомобили старые, таможенная стоимость нового авто равняется 100%, так что количество желающих разориться есть, но не большое. Мои мысли подтверждает проносящаяся мимо белая порш паномера, еще вижу новый Раф 4. Как говорит мой друг, в Тегеране большой потенциал и большие деньги. В метро я не попадаю, количество людей зашкаливает, но, думаю, что метро Тегерана мало чем отличается от других метрополитенов в мире. Ну и, последнее, перебегать дорогу нужно аккуратно, быстро и технично. Кол-во ДТП, как и кол-во выхлопного газа снова же зашкаливает.

Культурная программа и архитектура города.

Она прекрасна. Новые бизнес-центры, новые дизайнерские мосты. Иран в этом плане не уступает другим мегаполисам мира. Стеклянные атриумы, хайтековские формы, между которыми встречается много мечетей, новые супермаркеты, музеи, дворцы. В этот раз не успеваю посетить Голестан, must have Тегерана. Сегодня четверг, а значит суббота, то есть выходной. Увидеть Дария-инур» («Океан света»), один из самых знаменитых алмазов мира мне не удается. Как и корону шаха Пехлеви, а также трон шаха Надира, его саблю и щит, украшенные драгоценными камнями. Есть еще там громный глобус с подставкой из золота. На нем океаны, моря, и суша показаны разноцветными драгоценными камнями, а льды Арктики и Антарктики выполнены из жемчуга. Не попадаю я и в известный музей Бриллиантов. Воспринимаю это, как знак, вернуться сюда еще раз. Но зато в моем распоряжении вся улица музеев (одноименное название) и я успеваю попасть в Иранский Археологический музей, Музей новых технологий, Музей искусств. В музее я одна из немногих посетительниц, поэтому ко мне повышенный интерес со стороны сотрудников. Основные вопросы – откуда я и сколько мне лет

Женщины Ирана.

Мне хотелось бы узнать о них больше.
Они прекрасны, таинственны и красивы. Когда-нибудь я напишу о них целую книгу…

Рошанара – работает гидом в музее, также работаем архитектором, мечтает поехать учиться в Италию и там остаться. У Рошанары большие и красивые глаза, приятная улыбка и длинные пальцы. Она рассказывает мне историю древнего города Язд, а потом смущённо показывает свой архитектурный проект. Это отдельное помещение в музее, ещё не до конца готовое. Наши голоса уносятся высоко под самый свод, где на нас смотрят звезды, небо и знаки зодиака. Я делаю комплимент Рошанаре по поводу ее работы. Она краснеет и улыбается. На прощание мне хочется обнять ее, но я просто жму ей руку.

Мирьям – французская журналистка, наполовину иранка. Влюблена в Тегеран, но без ума от Парижа. Настолько влюблена в Иран, что написала о нем целую книгу. Хочет купить дом в древнем городе Язд и остаться в Иране навсегда, но не может отказаться от Парижа. Так и живет, порхая, как птичка, между двумя любимыми городами, пьет кофе утром в Париже, а вечером уже засыпает в Тегеране.

Хуршид. Ее печальную историю мне рассказал мой друг. Красивая, молодая и активная. Хуршид мечтала о карьере модели, но один вечер изменил, а вернее разрушил не только хрустальную мечту девушки, но и всю ее жизнь. Молодой иранец, которому девушка не ответила взаимностью, плеснул ей в лицо кислоту. По иранским законам, совершившего подобное преступление ждет такое же наказание. Наказание должно было произойти в больнице, где молодого человека привязали к креслу, доктор приготовил пробирку с кислотой. Хуршид в последний момент простила молодого человека.

Ясмин – иранская модель, красавица, девушка, изменившая свою жизнь. Какими бы крепкими не были родные корни, желание свободы и независимости привели девушку в Америку. Сбрасывая хиджаб и другие запреты, Ясмин получила гринкард, влюбилась в европейца и бросила родной Тегеран.

Наказание

Наркотики = смерть.
Украсть первый раз = потерять три пальца.
Украсть второй раз = потерять руку, ее отрежут.
Быть пойманным в нетрезвом состоянии = быть публично избитым на площади палками, но не до смерти.
За убийство выносят приговор родственники. Так мать сына, которого случайно сбил мотоцикл, собственноручно убирает табурет из под ног виновного на виселице. Иногда не убирает, прощает.

За гранью

Законы для того, чтобы их нарушать. Иран — не исключение. Исламская страна по-прежнему одна из сильнейших в мире. Алкоголь запрещён, но его употребляют. Проституции нет, но есть временный брак — сигэ! Заключить его можно на вечер, на три дня, на месяц или на больше. Сделать это можно у любого нотариуса. Также в контракте можно прописать сумму, которую жених обязан заплатить невесте.
Ночных клубов в Иране нет, а вечеринки есть. Вечеринки могут быть разными, с алкоголем, или чём-то посильнее, девушки на вечеринках без хиджабов, больше раздеты чем одеты. Фейсбука в Иране нет, но есть Instagram, а также есть vpn сервис позволяющий изменить IP адрес и зайти в любое место интернета. Я смотрю группу luxury parties Iran и выпадаю в осадок… Задаю риторический вопрос, «А в чем сила, брат?!» Зачем запрещать то, что не самом деле существует? Более того, вырывается наружу в несколько извращенном виде?!! Чем заканчиваются вечеринки с алкоголем и «чём-то посильнее», не сложно догадаться? И сигэ, как таковой, уже не нужен. Вечеринки происходят в частных домах. Нередко соседи заботливо вызывают полицию, которая поджидает любителей потусить в надежде получить кадо, что значит подарок. А по нашему взятку!

Носы
Операция по изменению носа бьет рекорды. В Тегеран приезжают люди из всей страны, чтобы приобрести новый и красивый носик 🙂 И , да, настоящие иранские носы большие, даже у женщин.

Я провела в Тегеране неполный день, а уже вечером нас ждал перелет в древний город Язд и самая настоящая сказка!

Продолжение следует….

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*